Наконец, нашла время, чтобы рассказать свои впечатления и вспомнить «время золотое».
«Легенду № 17» посмотрела ещё в ноябрьские праздники, вернее в один праздник, 4 ноября, второй у нас отобрали (я по нему очень скучаю). После просмотра звонила подруге и, хлюпая носом, говорила: «Наконец-то, что-то достойное!»
Естественно, потом полезла в инет. По рассказам мамы, я знала, кто такой Харламов, Рагулин, Третьяк. Знала, как болела страна за нашу команду, знала, что это уже легенда, знала о Тарасове, как о жёстком и гениальном тренере. Знала, что Харламов разбился в автомобильной катастрофе.
Почитала факты. Конечно, в самом фильме реальные факты перетасовали. И ногу ломал Валерий не перед знаменитой серией игры с канадцами, а позже, и собирал ему её хирург и да, разработали нашему хоккеисту комплекс специальных упражнений, которые он выполнял прямо в палате. И потом свои первые шаги после перелома Харламов делал на льду с ребятнёй.
Тарасова действительно сняли после того, как он увёл команду с матча, где их стали откровенно засуживать. У него тогда отобрали звание заслуженного тренера. Потом, правда, вернули.
Кто-то Тарасова ругал, откровенно ненавидел, кто-то хвалил. Татьяна Анатольевна говорила, что у отца был очень тяжёлый характер. Но это был великий тренер, который воспитал великих хоккеистов. И что бы ни говорили о нём, но чтобы понять, что это был за человек, нужно почитать его книгу о своих воспитанниках. Он рассказал о каждом. Ни об одном не было сказано плохого слова. Он выделил талант и умение каждого, человеческие качества.
О Харламове он писал, что это был скромный и добрый человек, обладающий уникальными способностями: высочайшей скоростью, манёвренностью и слаженной игрой в тройке. Он всегда действовал только в интересах команды.
У него испанские корни. Его мать привезли в СССР во время военных действий в Испании. Она работала на заводе, где и познакомилась со своим будущим мужем. Потом, позже, у неё была возможность увидеться со своими родственниками, и Валерий действительно жил какое-то время в Испании. Факт.
Вот смотрела фильм и думала. Люди знали, для чего живут. Была идеология. Правильная или неправильная, не нам судить. Но люди жили для страны, боролись за страну, отстаивали её честь. Была гордость – мы живём в СССР. Недавно прочитала в ЖЖ, как всё с трудом доставалось. Чтобы сыграть свадьбу, нужно было достать материал, сшить платье, достать продукты. Да, это было. Но, как рассказывала мне мама, это было не главное в их жизни. Люди шли вперёд, верили, что строят «светлое будущее». Они не страдали от того, что у них не было копчёной колбасы. Соседи дружили всем подъездом, ходили друг к другу в гости, вместе смотрели телевизор (он был не в каждой квартире) и вот так семьями болели за наш хоккей. Вот этой сплочённости сейчас нет. Каждый живёт для себя. И это цель нашей жизни?
А как же след на этой земле, который мы должны оставить?
«Легенда № 17». Этот номер «17» - навечно. Его никому не дают. (исключение, под этим номером небольшое время выступал сын Харламова). Человек знал - он защищает честь страны, защищает свои ворота. Его уважали соперники.
«Тебе не больно, Харламов!»
Его полёт прервался в тридцать три года.
PS. В воскресенье повторно посмотрела фильм на TV1000. Без рекламы. И снова не сдержала слёз.