Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть (с)
О том, о чём вам никогда не расскажут учителя начальных классов.
Может быть, это кому-нибудь и поможет и даст пищу (я надеюсь) для размышлений. А то на днях некоторые упёртые не пожелали даже элементарно задуматься.
В последнее годы мой муж сталкивается с очень большой проблемой, воспитатели детских садов бьют тревогу, и тянется это с конца 90-ых.
Все эти годы нашу систему целенаправленно разваливали и начали с детских садов, так как все основы закладываются именно там.
Когда рождается ваш ребенок – это чистый лист и то, что туда будет вписано, зависит только от родителей.
читать дальшеВ 90-ых годах к нам шли очень бурно разные методики. Достаточно вспомнить повальное увлечение Монтессори. Годы нам показали её неэффективность. Не факт, что ребёнок, лихо шнурующий дощечку, будет так же лихо шнуровать ботинок.
Первое и очень важное знание: основной и особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Второе: предметная деятельность.
Введение в предметный мир предполагает:
• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т.п.);
• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т.п.
В ознакомлении с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. (программа под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Т.С. Комаровой)
Очень важно в этот момент давать ему в руки именно предметы, а не раздаточный материал, имитирующий эти предметы. Простой пример – дайте ему ботинок и покажите, как его шнуровать и завязывать шнурок. Это азы.
В связи с выше названными задачами, вызывает недоумение, что из детских садов исчезли экскурсии. Товарищи родители, организуйте их сами, не поленитесь.
Но сегодня мне хочется обратиться к родителям детей подготовительного дошкольного возраста.
Что должен знать ребёнок, который выпускается из детского сада? Давайте мы возьмём программу Васильевой, основу советского детского сада. Сейчас воспитатели уже открыто говорят, что лучше этой программы нет.
Итак, Умственное воспитание. Считайте, что – это одна из основ готовности вашего ребёнка к школе. Туда входят:
Сенсорное воспитание
Какие задачи перед нами стоят?
Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслу¬шиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств пред¬метов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выде¬лять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
Обогащать представления о цветах и их оттенках.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимон¬ный и др.).
Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).
Не спешите своего дошкольника спихнуть учителю и посадить его раньше времени за парту. Он не будет его учить усидчивости, всматриваться, вслушиваться и т.д. Да, этому будут учить в детском саду (если работают именно по этой программе), но этого мало. Подумайте, сколько всего можно найти в вашем доме, на улице во время прогулки. Та же классификация предметов – это окружающий мир, и это намного эффективнее, чем карточки в кабинете педагога.
Знаете, что делала моя бабушка? Раньше продавали пшено с ошмётками. Его надо было перебирать. Так вот, она всегда звала меня. И я в 6 лет сидела и перебирала его вместе с ней. Высыпается пшено на стол, сор убираешь в одну сторону, чистое пшено в другую. Вот вам и координация руки и глаза, мелкая моторика рук, заодно концентрация и удержание внимания, и естественно, усидчивость.
Я не думаю, что вы не в состоянии так же классифицировать предметы по форме, величине и т.д. Вы даже иной раз и не замечаете, как это делаете вместе с ребёнком в повседневной жизни.
Ну, а про цвета я вообще молчу. Вы не разбираетесь в цветах?
Дальше.
Ребеноки окружающий мир. Предметное окружение
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.
Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Расширять представления детей о процессе создания предметов.
Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.
Опять же, не поведёт учитель вашего ребёнка на улицу, сунет под нос карточки и всё. А вы каждый день можете закреплять эти знания со своим ребёнком, ведь эти знания накапливаются на личном опыте. Меняйте с ним виды транспорта, пусть он увидит тот же трамвай вживую. Вам не надо ехать на трамвае? А ему надо. Выделите на это время и объясните, что это тоже транспорт. Съездите на ж/д вокзал. Я помню глаза своих детей, когда мы были в ж/д музее под открытым воздухом. Это же так интересно! И старый локомотив, и вагоны, и современный электропоезд. И всё это – транспорт наземный.
Хорошо, что в нашем городе есть метро. Личный опыт и дети знают об этом.
Прогулка на теплоходе по Оби дала много воспоминаний. Из неё не только дети узнали о водном транспорте, но и наблюдали окрестности, саму Обь, яркое летнее небо, и навсегда запомнили, что около воды на солнце можно запросто обгореть за какие-то полчаса.
Обязательно расскажите своему ребёнку, где вы работаете. И хорошо бы ему показать своё рабочее место.
Явления общественной жизни
Семья. Напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семьи. Дети должны знать свое отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, интересы своих родственников. Продолжать вместе с детьми рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо. Поддерживать стремление детей активно участвовать в подготовке семейных праздников. Обращать особое внимание детей на воинов разных поколений, почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Продолжать развивать интерес к профессиям родителей.
Я думаю, что здесь всё ясно. Без активного участия родителей ничего не будет.
Что должен знать выпускник детского сада.
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Определять происхождение рукотворных предметов.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
• Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг, гимн России.
• Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах — защитниках Отечества.
• Знать дорожные знаки и их назначение.
• Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.
Экологическое воспитание.
К концу года ребёнок может
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Если у вас есть дача, то вашему ребёнку повезло. Вовлекайте его во всё, что вы делаете на огороде. И в лес!
Развитие речи
К концу года дети должны уметь:
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
• Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Ну, не для кого не секрет, что культура речи формируется в семье. Значит, хотя бы половина перечисленного зависит от вас напрямую.
Формирование элементарных математических представлений
К концу года ребенок должен уметь:
• Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет).
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10.
• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
• Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
• Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.
• Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
• Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Знать
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
• Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
• Названия месяцев года, последовательность дней недели
То есть этому всему учат в детском саду. А вам достаточно закреплять всё это дома. Хотите узнать маленький секрет, как мои дети быстро выучили цифры? Поднимите руку, у кого дома есть лото. Игра в лото (не забываем про ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте) как-то незаметно помогла выучить цифры.
А считать мои дети научились элементарно на деньгах. Сейчас 6-летний ребенок спокойно может купить себе шоколадку. Вот мы и считали. «Я тебе дам 10 рублей. Твоя конфетка стоит 5 рублей. Сколько ты должен мне принести сдачу?». Это работает. И в усвоении понятия десяток деньги тоже помогли. Рубль, рубль, рубль ….. – десять рублей. Собрали в кучу и рядом десятник положили. Это как заменитель счётных палочек, которые незаслуженно забыли. Ну, может, палочки детям и неинтересны, а вот посчитать денежку довольно занимательно. А на развитие логики очень хорошо влияет игра в шашки. Теперь поднимите руку, у кого дома есть шашки.
Вообще, как я потом поняла, моя бабушка всё это делала не от того, что всё это изучала. Нет, у нее было образование библиотекаря. Видимо, это накопленный семейный опыт.
Она очень много вложила в моё воспитание и развитие. В шесть лет я уже и крестиком вышивала, и одёжку кукле шила, всегда помогала ей на кухне (печенье стряпали, мне мама даже специально из Сочи детский набор для печенек привозила). Интересно, вот вы лепите дома пельмени? Сейчас мне скажут, что их можно купить в магазине. Ну, да. А ведь лепка пельменей и семью собирала, и детские пальчики развивала, и то же внимание, и усидчивость. А еще из теста можно не только пельмень слепить, и потом даже этот комочек теста съесть (без мяса, конечно). И ничего не случится. Это не пластилин попробовать на вкус.
Я часто использовала бабушкин приём, когда шила. Просила своих парней вдеть мне нитку в иголку, типа не вижу, не могу попасть. Это очень хороший приём. И дети мне нитку вдевали. Представляете, как надо потрудиться 6-летнему ребёнку, чтобы ниточку продеть в маленькое ушко.
А огород? Своя маленькая грядка. Сам ребенок и семена посадит, и прополет. Это же надо не ошибиться, что выдернуть, а что оставить. И опять же концентрация внимания и усидчивость. Вот это чуть ли не самое главное при готовности ребёнка к школе. А как они гордятся урожаем. Едим окрошку, а сына говорит, что редиску он вырастил.
Результат был налицо. При гиперактивности, которую Вовке ставили врачи, он был готов к школе. Он на фоне других детей в состоянии был удерживать внимание на протяжении всего урока, в то время, как бич теперешних первоклассников – это неумение дольше 10 минут удержать внимание и высидеть положенное время урока.
Помните, что готовность ребёнка к школе – это, прежде всего психологическая. И она не имеет ничего общего с умением ребёнка читать, считать и писать. Да, учитель в группе подготовки к школе будет заниматься с вашим ребёнком по программе 1 класса. Затем, ваш ребёнок эту программу будет повторять с этим же учителем, когда пойдет в школу. И что вы получите? Это повторение вызывает скуку и как следствие нежелание учиться. Вот по этому, психологи и бьют тревогу против таких групп. Вы можете подготовить ребёнка к школе дома в игровой обстановке, плотно держа связь с детским садом.
Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель.
1. Мотивационная готовность к обучению в школе.
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя
3. Определенный уровень интеллектуального развития.
4. Хорошее развитие фонематического слуха.
Так уж хорошие вы мои, не тешьте себя мыслью, что за деньги ваш ребёнок будет готов к школе. Никакой учитель это дать не сможет. Это ваш ежедневный труд. И никогда не бегите впереди паровоза. Программу 1 класса ребёнок должен получать именно тогда, когда он пойдёт в 1 класс. Это сначала «подготовленному» ребёнку будет вроде бы как легко. Но во 2 классе вы получите кучу проблем и простое нежелание ребёнка учиться. И будет ему так "комфортно", что за голову схватитесь.
Может быть, это кому-нибудь и поможет и даст пищу (я надеюсь) для размышлений. А то на днях некоторые упёртые не пожелали даже элементарно задуматься.
В последнее годы мой муж сталкивается с очень большой проблемой, воспитатели детских садов бьют тревогу, и тянется это с конца 90-ых.
Все эти годы нашу систему целенаправленно разваливали и начали с детских садов, так как все основы закладываются именно там.
Когда рождается ваш ребенок – это чистый лист и то, что туда будет вписано, зависит только от родителей.
читать дальшеВ 90-ых годах к нам шли очень бурно разные методики. Достаточно вспомнить повальное увлечение Монтессори. Годы нам показали её неэффективность. Не факт, что ребёнок, лихо шнурующий дощечку, будет так же лихо шнуровать ботинок.
Первое и очень важное знание: основной и особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Второе: предметная деятельность.
Введение в предметный мир предполагает:
• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т.п.);
• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т.п.
В ознакомлении с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. (программа под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Т.С. Комаровой)
Очень важно в этот момент давать ему в руки именно предметы, а не раздаточный материал, имитирующий эти предметы. Простой пример – дайте ему ботинок и покажите, как его шнуровать и завязывать шнурок. Это азы.
В связи с выше названными задачами, вызывает недоумение, что из детских садов исчезли экскурсии. Товарищи родители, организуйте их сами, не поленитесь.
Но сегодня мне хочется обратиться к родителям детей подготовительного дошкольного возраста.
Что должен знать ребёнок, который выпускается из детского сада? Давайте мы возьмём программу Васильевой, основу советского детского сада. Сейчас воспитатели уже открыто говорят, что лучше этой программы нет.
Итак, Умственное воспитание. Считайте, что – это одна из основ готовности вашего ребёнка к школе. Туда входят:
Сенсорное воспитание
Какие задачи перед нами стоят?
Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслу¬шиваться). Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств пред¬метов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выде¬лять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
Обогащать представления о цветах и их оттенках.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимон¬ный и др.).
Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).
Не спешите своего дошкольника спихнуть учителю и посадить его раньше времени за парту. Он не будет его учить усидчивости, всматриваться, вслушиваться и т.д. Да, этому будут учить в детском саду (если работают именно по этой программе), но этого мало. Подумайте, сколько всего можно найти в вашем доме, на улице во время прогулки. Та же классификация предметов – это окружающий мир, и это намного эффективнее, чем карточки в кабинете педагога.
Знаете, что делала моя бабушка? Раньше продавали пшено с ошмётками. Его надо было перебирать. Так вот, она всегда звала меня. И я в 6 лет сидела и перебирала его вместе с ней. Высыпается пшено на стол, сор убираешь в одну сторону, чистое пшено в другую. Вот вам и координация руки и глаза, мелкая моторика рук, заодно концентрация и удержание внимания, и естественно, усидчивость.
Я не думаю, что вы не в состоянии так же классифицировать предметы по форме, величине и т.д. Вы даже иной раз и не замечаете, как это делаете вместе с ребёнком в повседневной жизни.
Ну, а про цвета я вообще молчу. Вы не разбираетесь в цветах?
Дальше.
Ребеноки окружающий мир. Предметное окружение
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.
Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Расширять представления детей о процессе создания предметов.
Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.
Опять же, не поведёт учитель вашего ребёнка на улицу, сунет под нос карточки и всё. А вы каждый день можете закреплять эти знания со своим ребёнком, ведь эти знания накапливаются на личном опыте. Меняйте с ним виды транспорта, пусть он увидит тот же трамвай вживую. Вам не надо ехать на трамвае? А ему надо. Выделите на это время и объясните, что это тоже транспорт. Съездите на ж/д вокзал. Я помню глаза своих детей, когда мы были в ж/д музее под открытым воздухом. Это же так интересно! И старый локомотив, и вагоны, и современный электропоезд. И всё это – транспорт наземный.
Хорошо, что в нашем городе есть метро. Личный опыт и дети знают об этом.
Прогулка на теплоходе по Оби дала много воспоминаний. Из неё не только дети узнали о водном транспорте, но и наблюдали окрестности, саму Обь, яркое летнее небо, и навсегда запомнили, что около воды на солнце можно запросто обгореть за какие-то полчаса.
Обязательно расскажите своему ребёнку, где вы работаете. И хорошо бы ему показать своё рабочее место.
Явления общественной жизни
Семья. Напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семьи. Дети должны знать свое отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, интересы своих родственников. Продолжать вместе с детьми рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо. Поддерживать стремление детей активно участвовать в подготовке семейных праздников. Обращать особое внимание детей на воинов разных поколений, почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Продолжать развивать интерес к профессиям родителей.
Я думаю, что здесь всё ясно. Без активного участия родителей ничего не будет.
Что должен знать выпускник детского сада.
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Определять происхождение рукотворных предметов.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
• Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг, гимн России.
• Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах — защитниках Отечества.
• Знать дорожные знаки и их назначение.
• Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.
Экологическое воспитание.
К концу года ребёнок может
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Если у вас есть дача, то вашему ребёнку повезло. Вовлекайте его во всё, что вы делаете на огороде. И в лес!
Развитие речи
К концу года дети должны уметь:
• Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
• Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
• В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
• Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
• Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
• Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Ну, не для кого не секрет, что культура речи формируется в семье. Значит, хотя бы половина перечисленного зависит от вас напрямую.
Формирование элементарных математических представлений
К концу года ребенок должен уметь:
• Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет).
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10.
• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
• Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
• Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.
• Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
• Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Знать
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
• Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
• Названия месяцев года, последовательность дней недели
То есть этому всему учат в детском саду. А вам достаточно закреплять всё это дома. Хотите узнать маленький секрет, как мои дети быстро выучили цифры? Поднимите руку, у кого дома есть лото. Игра в лото (не забываем про ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте) как-то незаметно помогла выучить цифры.
А считать мои дети научились элементарно на деньгах. Сейчас 6-летний ребенок спокойно может купить себе шоколадку. Вот мы и считали. «Я тебе дам 10 рублей. Твоя конфетка стоит 5 рублей. Сколько ты должен мне принести сдачу?». Это работает. И в усвоении понятия десяток деньги тоже помогли. Рубль, рубль, рубль ….. – десять рублей. Собрали в кучу и рядом десятник положили. Это как заменитель счётных палочек, которые незаслуженно забыли. Ну, может, палочки детям и неинтересны, а вот посчитать денежку довольно занимательно. А на развитие логики очень хорошо влияет игра в шашки. Теперь поднимите руку, у кого дома есть шашки.
Вообще, как я потом поняла, моя бабушка всё это делала не от того, что всё это изучала. Нет, у нее было образование библиотекаря. Видимо, это накопленный семейный опыт.
Она очень много вложила в моё воспитание и развитие. В шесть лет я уже и крестиком вышивала, и одёжку кукле шила, всегда помогала ей на кухне (печенье стряпали, мне мама даже специально из Сочи детский набор для печенек привозила). Интересно, вот вы лепите дома пельмени? Сейчас мне скажут, что их можно купить в магазине. Ну, да. А ведь лепка пельменей и семью собирала, и детские пальчики развивала, и то же внимание, и усидчивость. А еще из теста можно не только пельмень слепить, и потом даже этот комочек теста съесть (без мяса, конечно). И ничего не случится. Это не пластилин попробовать на вкус.
Я часто использовала бабушкин приём, когда шила. Просила своих парней вдеть мне нитку в иголку, типа не вижу, не могу попасть. Это очень хороший приём. И дети мне нитку вдевали. Представляете, как надо потрудиться 6-летнему ребёнку, чтобы ниточку продеть в маленькое ушко.
А огород? Своя маленькая грядка. Сам ребенок и семена посадит, и прополет. Это же надо не ошибиться, что выдернуть, а что оставить. И опять же концентрация внимания и усидчивость. Вот это чуть ли не самое главное при готовности ребёнка к школе. А как они гордятся урожаем. Едим окрошку, а сына говорит, что редиску он вырастил.
Результат был налицо. При гиперактивности, которую Вовке ставили врачи, он был готов к школе. Он на фоне других детей в состоянии был удерживать внимание на протяжении всего урока, в то время, как бич теперешних первоклассников – это неумение дольше 10 минут удержать внимание и высидеть положенное время урока.
Помните, что готовность ребёнка к школе – это, прежде всего психологическая. И она не имеет ничего общего с умением ребёнка читать, считать и писать. Да, учитель в группе подготовки к школе будет заниматься с вашим ребёнком по программе 1 класса. Затем, ваш ребёнок эту программу будет повторять с этим же учителем, когда пойдет в школу. И что вы получите? Это повторение вызывает скуку и как следствие нежелание учиться. Вот по этому, психологи и бьют тревогу против таких групп. Вы можете подготовить ребёнка к школе дома в игровой обстановке, плотно держа связь с детским садом.
Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель.
1. Мотивационная готовность к обучению в школе.
2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя
3. Определенный уровень интеллектуального развития.
4. Хорошее развитие фонематического слуха.
Так уж хорошие вы мои, не тешьте себя мыслью, что за деньги ваш ребёнок будет готов к школе. Никакой учитель это дать не сможет. Это ваш ежедневный труд. И никогда не бегите впереди паровоза. Программу 1 класса ребёнок должен получать именно тогда, когда он пойдёт в 1 класс. Это сначала «подготовленному» ребёнку будет вроде бы как легко. Но во 2 классе вы получите кучу проблем и простое нежелание ребёнка учиться. И будет ему так "комфортно", что за голову схватитесь.
@темы: дошкольник и школа
Про шнурки, монеты, трамвай и все остальное - согласна)
Школьные психологи уже не один год бьются над этой проблемой.
Я вообще не понимаю, как вы делите учителей на правильных и неправильных. Все обучаются в пед. ВУЗах. Может, тогда корректнее сказать опытный и неопытный? В институте все проходят практику и педагогическую, и психологическую. У каждого молодого учителя есть начальный опыт. Если он не справляется со своей работой, т.е. проф. не пригоден, то долго на своей должности по любому не продержится. И пойми, это начальная школа, а не ВУЗ, который имеет свой рейтинг по стране. В любой начальной школе твоего ребёнка научат писать, считать и читать.
Это все в семье учится легко и без проблем. Проблемы возникают как раз при абстрактном обучении.
Цифры и буквы нас окружают повсюду, любознательный ребенок их легко выучит. У меня шестилетка сейчас легко считает, складывает и вычитает в пределах двадцати, хотя я его не учила этому специально. В магазин может сам пойти, если захочет печенья или мороженого купить, например.
И лото (а домино обычное - тоже незаслуженно забытая игра), и шашки, и другие настольные игры - это все развивает гораздо больше, чем рабочие тетрадки. Взять настольную игру - тут и счет, и навыки общения (ждать своего хода, не обижаться на проигрыш и т.д.), и усидчивость.
Времена года, календарь, - это постоянно проговаривать, обсуждать. Настольные календари хорошо, где дату нужно переворачивать. Или еще вот у меня сейчас ребенок ждет дня рождения - зачеркивает каждый день квадратик на календаре, который я ему распечатала и повесила на стену). Для определения времени - часы с стрелками (не электронные). По ним еще дроби хорошо объяснять.
А подготовка к письму и усидчивости - это вообще в садике не пройдешь. Это же мелкая моторика в основном. Но тут даже такие сторонники раннего развития и карточек, как Глен Доман, например, советуют игры с переливанием, пересыпанием и прочим.
Пшено и гречку перебирать - я тоже в детстве это любила с мамой делать, помню ))). И пельмени лепить )) А сейчас мы редко пельмени лепим, но можно печенье из формочек вырезать - там тоже тесто довольно пластичное, хорошо лепится.
И обычная лепка тоже важна (из пластилина или соленого теста), и рисование (не раскрашивание готовых картинок). Сейчас смотрю в магазинах - очень много всего готового, бери и делай, а ребенку все-таки лучше воображение проявлять.
Сейчас вообще что-то странное с образованием творится. Начиная с раннего обучения (которое уже признано несостоятельным и даже вредным) и заканчивая неграмотностью в школах. У меня у дочери друзья мало читают, а некоторые вообще плохо умеют читать (по слогам в пятом классе!). В театре ее хвалят, что она больше всех читает и сочиняет лучше всех. Приходит, например, и говорит мне: "Мама, представляешь, у нас даже никто, кроме меня, «Тома Сойера» не читал".
И везде тесты. У подруги двое детей - дочка заканчивает второй класс, сын пойдет в первый. Школа считается лучшей по итогам ЕГЭ по городу, потому что учителя хорошо натаскивают детей на сдачу тестов. Но уровень обучения очень слабый - дети практически ничего не знают. По словам подруги, учителя только "отсиживают часы", основную нагрузку несут родители. Практические задания - дома с родителями. На технологии (то, что раньше называлось трудами) рисуют кормушки и скворечники, вместо того, чтобы строить, шить девочек не учат. Я помню, мы в начальной школе и вязали, и вышивали, и игрушки шили.
Зато нагружают и заданий дают столько, что даже родители не справляются - с первого класса репетиторы считаются нормой.
Мои дети на семейном учатся, сейчас я их перевела на дистанционное, а раньше мы в школу ходили аттестации сдавать, так каждый второй учитель говорил нам, что правильно, что мы дома учимся, потому что школа сейчас не справляется с обучением.
У нас был период, что дети мои не читали. Ну, как же, компьютер, кино, игры... Но заложенное в детстве никуда не ушло. Старший стал читать в 11 классе. Я возрадовалась. Периодически вижу у него в руках книгу. Недавно вот, Стругацких узрела. Так он и младшего привлекает.
ЕГЭ и ГИА - это боль для ребёнка и родителей. Весь год их натаскивают. А результат - нулевой. В интернете гуляют перлы старшеклассников из обязательного эссе ЕГЭ по русскому и литературе.
Ты правильно сделала, что перевела своих на дистанционное.
А на счёт урока труда тоже верно подмечено. У нас, когда в школе был трудовик, мой Степка с удовольствием ходил. Дома поделки до сих пор стоят. Особенно ему нравилось лобзиком по дереву работать. Трудовик ушёл и всё. Сын ненавидит технологию. Их там аппликацией заставляют заниматься. Это мальчишки 9 класса.
Учитель не является функционально независимой единицей и не заведует набором в класс. Он даже не редактирует списки детей. Это дело психолого-педагогической комиссии. Правила вообще не учитель устанавливает и деньги родители платят не ему в карман. Если речь не идёт о частной школе - или ты о ней?
Очень просто делим. Обучаются все - но кто-то туда пошел, потому что хотел стать учителем, а кто-то - потому что пофиг было куда поступать, абы поступить, на что-то получше баллов не хватило, а учеба в пед не бей лежачего. И в школу такая красавица приходит, потому что кое-как с тройки на тройку закончила, а куда-то пристроить ее ни родители, ни папик не могут. И плевать ей и на детей, и на их развитие, и на все прочее, отработала как смогла и ушла при первом удобном случае. Неужели это для кого-то новость, сколько таких учителей в школах?
Покажи мне такого учителя, я ему памятник поставлю. Такого в школах уже давно нет.
Mar-Yna, бесплатно учитель не готовит детей.
Вас разводят на деньги и вы активно способствуете этому. Пока у родителей такое в голове, ситуация не изменится.
подводная_лодка, такие красавицы очень быстро вылетают. Была у меня знакомая, которая отработала учителем истории год. Она просто не прошла аттестацию и благополучно покинула школу.
Voittaja, и я подозреваю, что ты не страдала от отсутствия детского коллектива.
А сейчас мало гуляют....
Моя подруга эту проблему решила спокойно. Отдала ребенка в спортивную секцию.
А вообще, у нас пока гуляют и немало детей.
Мне кажется, что в Москве вообще всё по-другому, как на другой планете.
Секция - хорошо, но не всем можно, да и денег стоит.
У нас дети гуляют. Даже мои лоси гуляют. )))) В основном вечером. Как стемнеет, пора на улицу. По их мнению, что там днем делать? В темноте интереснее.
На счет Москвы, наверное, это действительно так. Я на работу служебным транспортом 15 минут еду и так же обратно. Нервы не трачу. Вообще, довольно размеренная жизнь.
Не знаю насчет Москвы, конечно - там другой ритм жизни.
Насчет подготовки не знаю – наверное, зависит от школы. Но вот у моей знакомой ребенок, не ходивший на подготовку и в садик, легко сдал все необходимые тесты для будущих первоклассников в школе (довольно сложные) и попал в сильный класс.
А что, на ее место было десяток желающих, хороших?
Как-то звучит это очень идеализированно. В реальной жизни работают и такие, потому что негде взять других. Кроме того, мало ли примеров, когда учитель уже вполне опытный, и с аттестациями у него проблем нет, а ребенка своего от него тем не менее хочется держать подальше...
А если речь идет о первокласснике, отдать его в класс к такой девочке, которая через год уйдет - что в этом хорошего? Мне понятно желание родителей найти толкового педагога и устроить ребенка в класс именно к нему, а не куда приписан территориально.
Многие родители вообще детьми не занимаются садик - кружок - секция и домой спать. Мне кажется, у детей от такого режима передоз информации может случиться.
Просто родителям так удобно, они снимают с себя ответственность и возлагают на других. Типа, мы деньги платим, вот пусть его и готовят. Это в корне неправильный подход.
подводная_лодка, Ну, не десяток, но учитель пришёл быстро. При чём знающий. Эта девица занимала его место. Не будь её, он бы пришёл раньше.
Не знаю, как у вас, у нас вообще-то есть преддипломная практика. Если студент её не проходит, то всё, не будет он педагогом.
dys, знаешь, случай у вас действительно уникальный. Только что вы будете делать в средней школе, когда уйдёте от этого чудо-учителя?
ЗЫ. Но в сказки я всё равно не верю. Разве что ваш учитель не ученица В.В.Степановой.
Voittaja, там не просто передоз информации, там психологические проблемы.
А дети, которые на подготовку к этому учителю ходили, куда попадут в таком случае?
Какое-то очень идеализированное у тебя представление. Не стану ни в чем убеждать, но ни преддипломная практика, ни аттестация не делают ни из кого хороших учителей. Сдать это все на государственную оценку даже ума много не надо. А если нет любви к профессии, к детям, терпения, подхода к ним, то и не возьмутся ниоткуда. У моей подруги дочка училась в приличной гимназии, не в простой районной школе, там все учителя были с аттестациями и категориями, и что? она все время поражалась - как их училка на детей ОРЕТ, постоянно, по поводу и без.
бесплатно учитель не готовит детей.
Деньги учителю идут через РОНО(или как там сейчас это называется, РУНО), а не напрямую в карман из рук родителей. Подготовительные курсы заранее закладываются в план и тарифицируются, а не устраиваются учителем.
Вас разводят на деньги и вы активно способствуете этому. Пока у родителей такое в голове, ситуация не изменится.
Это ты сейчас, в моём лице, с кем так поучительно разговариваешь?
Сейчас всё переведено на баллы, в соответствии которым аттестуемый получает категорию. Есть высшее - держи в клетку таблицы, например, 5 баллов. И так далее. К учителю на урок, в класс, школу никто не придёт - смотрят как обстоят дела на бумажке. Зачастую получается, что учитель, который действительно вкладывает душу, может не набрать баллы -некогда ему подсчитывать и прикидывать, заниматься писаниной.
Знаю случай(2-х летней давности), когда высшую категорию психолога получила женщина, которая чисто формально работает и имеет купленное образование - просто грамотно "закрыла позиции" в таблице критериев, по её же собственным словам.
так сегодняшние ФГОСы как раз на это и затачивают детей - самостоятельно работать на уроке при учителе в роли тьютора. Только, что толку, если ЕГЭ как раз проверяют не умение найти инфу, а тупое воспроизведение заученного?
Вас разводят на деньги и вы активно способствуете этому. Пока у родителей такое в голове, ситуация не изменится. Хороших учителей мало, и к ним всегда будет толпа желающих и стремление попасть любой ценой. Лучше уж относительно честно за деньги-время-подготовку.
подводная_лодка, я как раз не идеализирую школу. И понимаю родителей, которые перевели своих детей на дистанционное обучение. Сейчас школа совсем не та, которая воспитала (заметь, не только обучила) нас.
Mar-Yna, почему то только ты одна воспринимаешь мои слова как поучение. Тебя это больно бьет по самолюбию?
Вообще, я имею право иногда сказать что-то в подобном тоне. Потому, что я далеко не левый человек именно в дошкольном образовании.
И разве я говорила, что деньги идут напрямую учителю? Частью они к нему по-любому попадают. Это хорошая подработка.
dys, да не думают сейчас дети, тупо заучивают.
А результаты ЕГЭ по стране тем временем падают с каждым годом. В прошлом году на фоне всеобщей безграмотности даже снизили проходной балл в ВУЗы. Показательно, не правда ли?
dys, смысл? 6-7-8 класс тебе потом всё покажут.
Честно? Мне жаль, что у меня не было возможность обучать своих детей дома. В средних классах было многое упущено.
У меня маленький вопрос, если ты даже дома не помогаешь делать своей уроки, чем ты занимаешься со своим ребёнком? Мне интересно, правда.
Про младшего. Ты винишь учителя. Но мы-то, родители, в первую очередь для своего ребёнка учителя. Учи его сама и самостоятельно информацию добывать, как ты говоришь, и желание учиться прививай.
Ну, почему мы любим сваливать ВСЮ ответственность на учителей?
подводная_лодка, по результатам теста. Всё по-честному. Они же подготовлены этим учителем?
а там несколько учителей Еще лучше. Из нескольких хотя бы парочка хороших да найдется.
Потому, что я далеко не левый человек именно в дошкольном образовании. Так вроде ж ты воспитателем давно не работаешь? Не исключено, что с "твоей" поры что-то уже изменилось. Может, даже и в лучшую сторону.
да не думают сейчас дети, тупо заучиваютНет. Пока нет. Написать реферат, прочитав предварительно несколько источников - это не тупое заучивание. Кстати, мы такое делать начинали разве что классе в 8м. А до этого как раз тупо учили.
У меня маленький вопрос, если ты даже дома не помогаешь делать своей уроки, чем ты занимаешься со своим ребёнком? Пирожки печем, на каток ходим, мальчиков обсуждаем)) А уроки она делает днем, пока я на работе.
Про младшего. Ты винишь учителя. Я не виню как раз. Нормальный учитель, стандартный. И вопрос не в том, что ребенок не любит учиться в принципе - в музее, например, он не отлипнет от стенда, пока всю мелочевку не прочитает-не рассмотрит.
Ну, почему мы любим сваливать ВСЮ ответственность на учителей? Это я типа свалила ответственность?)) Я как раз сильно много от школы не жду. Писать научат - и хорошо. А для общего воспитания у нас есть еще тренеры, и вообще мир не без хороших людей